Звезды

Данелия снимает мультик «Кин-дза-дза»

Мэтру российского кинематографа сегодня - 75!

Накануне юбилея мы позвонили любимому кинорежиссеру.

- Георгий Николаевич, это правда, что вы собираетесь снять мультфильм?

- Да, это так. Сценарий уже написан.

- Мы слышали, что это будет ремейк вашей знаменитой картины «Кин-дза-дза». Вы свою картину называли мрачной киноутопией. А мультфильм как будет выглядеть?

- Как нормальный полнометражный анимационный фильм. Действительно, это будет «Кин-дза-дза». Делаю я его с командой аниматоров. Правда, пока еще не снято ни одного кадра, но работа идет вовсю - мы рисуем, сочиняем новую музыку, новых персонажей. В нашей анимации главные герои - инопланетяне. Сегодня необходим другой ритм, новые спецэффекты. Но пока рассказывать обо всем рановато.

Фантастическая притча «Кин-дза-дза» и сейчас обожаема самыми разными поколениями. Ее героев особенно цитируют те, кому до 30.

В фильме двое землян попадают на планету Плюк галактики Кин-дза-дза и там встречают инопланетян, которые, понятно, говорят на своем языке.

- В начале 80-х вы вдруг ощутили тягу к такому странному жанру, как фантастическая комедия...

- Вовсе не для того, чтобы что-то такое сказать эзоповым языком или спрятать фигу в кармане. Я этого всегда избегал и, если уж что говорил, всегда говорил прямо. Просто мы спросили сами себя: вот человечество все ждет откуда-то высокоцивилизованных пришельцев, а откуда им взяться? Фантасты ведь поначалу делали из них совершенно идеальные создания, которые знай себе поучают землян, как им надо жить и как у них «там» организовано общество. А в последние годы инопланетяне стали представать эдакими злобными монстрами. А нас вдруг осенило, что они ни то и ни другое. И мы задали себе вопрос: до чего дойдет цивилизация, если она будет развиваться тем же путем, что и наша? Появилась планета Плюк, чьи жители все уничтожили, остался один песок...

- Георгий Николаевич, была интересная история, как этот сценарий прошел через Госкино?

- Кому я ни давал читать сценарий, в нем никто ничего не понимал: «Какие-то чатлане, пацаки, ку! Что все это значит?» Тогдашний министр кино Камшалов, так тот просто сказал мне: «Если бы это был не твой сценарий, я бы эту х...ню бросил бы читать на первой странице!» А так ему пришлось дочитать до конца и, хоть он и ни бельмеса не понял, все-таки запустить фильм.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Георгий ДАНЕЛИЯ родился в Тбилиси 25 августа 1930 года. В 1955-м окончил Московский архитектурный институт, затем Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме». С 59-го работал как режиссер на «Мосфильме». Дебют - фильм «Сережа» (вместе с Игорем Таланкиным) тут же был отмечен главным призом фестиваля в Карловых Варах.

Народным любимцем Данелия стал после выхода комедии «Я шагаю по Москве». Он и сам ей ставит высшую оценку - пятерку, так же как и фильмам «Не горюй!» и «Осенний марафон». Самым лучшим сценарием считает «Джентльменов удачи», который написал вместе с Викторией Токаревой. С точки зрения кассы все рекорды побил «Афоня». Марафон успеха показал «Мимино» - было четыре тиража и самое большое количество показов по ТВ.

Живет в Москве. Его жена, кинорежиссер Галина, русская. Жены у детей и у внуков - тоже русские.

Данелия любит грузинское вино «Мимино», которое названо в честь его фильма.

ПОЛНОЕ КЦ!

Как шли съемки

То декорация горела, то пепелац (сооружение типа космического корабля) вместо Каракумов, где должны были снимать всю натуру, отправили во Владивосток. Нашли его только через полтора месяца при помощи КГБ. Железнодорожники ответили, что они за пепелацы никакой ответственности не несут.

В 6 утра съемочная группа выезжала в пустыню, иначе снимать было нельзя - днем температура доходила до 80 - 90 градусов.

Из воспоминаний Георгия Данелия:

- В Каракумах нельзя работать в полдень, в это время там происходит некое вредное электромагнитное излучение. Все затихало в пустыне на два часа, а мы не знали и работали - на нервах, хотя обычно на площадке у меня очень дружелюбная атмосфера...

Пустыня нужна нам была в абсолютно девственном виде, без всяких следов людей и машин. А как обойдешься без этого, если массу всего на площадку привезти нужно? Чтобы транспортировать один только пепелац, нужны тягач и платформа. Был в нашем распоряжении дежурный трактор, он шел вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Пепелац ставили перед камерой, и он закрывал собой все следы.

ПО-ПАЦАКСКИ

Юрий ЯКОВЛЕВ, исполнитель одной из главных ролей:

- В сценарии я ничего не понял. Но на роль инопланетянина согласился по одной простой причине - очень хотелось сниматься у Данелия. В любом качестве. Как бы он меня ни снимал - задом, передом, боком, через голову, через еще одно место. Это был не то чтобы вопрос престижа. Мне просто это было страшно интересно. Данелия долго объяснял мне, чего он от меня хочет. В конечном счете я ему просто доверился - его авторитету, его таланту.

Краткий чатлано-пацакский словарь

КЦ - спичкаЦАК - колокольчик для носаЭЦИХ - ящик для узниковЭЦИЛОПП - представитель властиПЕПЕЛАЦ - межзвездный корабльГРАВИЦАППА - деталь от мотора пепелацаКЮ - допустимое в обществе ругательствоКУ - все остальные слова

МАЛИНОВЫЕ ШТАНЫ

История с костюмами

Герои в фильме были одеты, мягко говоря, авангардно. Евгению Леонову подобрали матросские брезентовые брюки. Для «верха» взяли какое-то зимнее белье, прожгли ворс и покрасили в коричневый цвет. Ботинки - из картины «Тиль Уленшпигель». А на голову Леонову был надет... гульфик от летного костюма.

Из воспоминаний Георгия Данелия:

- На съемках мы жили в городке, где находился военный аэродром. Я постоянно рылся на свалке в поисках чего-нибудь интересного, группа в ужасе хватала меня за руки: свалки кишели скорпионами, и однажды они меня чуть не сожрали. И вот я нашел там кусок какой-то дивной ткани и прилепил на ж... Леонову! А костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами.