2016-08-24T02:06:29+03:00

Елабуга: Город-музей, скрывающий тайны Марины Цветаевой и… японских самураев

Этот сказочный городок занимает рекордные позиции по посещаемости среди туристических объектов Татарстана. И недаром! Тихая, спокойная, утопающая в зелени Елабуга просто насыщена достопримечательностями
Никита ПЕРФИЛЬЕВ
Поделиться:
Комментарии: comments2
Фото: Никита ПЕРФИЛЬЕВ
Изменить размер текста:

ВЕХИ

Исследовать Елабугу стоит начать с Чертова городища, откуда открывается безумно живописный вид на слияние рек Тойма и Кама. Городище первоначально было родовым убежищем одного из местных племён, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тысячелетия. В восточной части городища находятся остатки квадратной каменной цитадели с четырьмя башнями, возведённой в 10 веке болгарским князем, захватившим убежище.

На территории комплекса можно увидеть единственную сохранившуюся башню утраченного сооружения. Остальные были разобраны местными жителями до фундамента. В 1844 году башня рухнула, за исключением небольшого северного участка с арочным дверным проемом и окном над ним. В 1867 году по инициативе Елабужского купца Шишкина, рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом.

После посещения Чертова городища советую отправиться на центральную улицу города, где сосредоточены все основные музейные комплексы Елабуги. Кстати, улица Казанская является пешеходной, но этот факт многие игнорируют и спокойно раскатывают по ней на автомобилях. Так что будьте осторожны…

На Казанской обязательно посетите Музей уездной медицины Владимира Бехтерева, который был открыт в 2007 году. «Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев», — произнес некогда немецкий профессор Копш. И это, отчасти, правда.

Музей расположен в одном из корпусов земской больницы, построенной в 1881 году купцом Барановым. Здание само по себе уже является удивительным экспонатом. Приятной деталью экскурсии станет отдых в местном фито-баре – попробуйте вкусного травяного чаю, не пожалеете.

Далее дойдите до местного краеведческого музея, где в рамках единого комплекса совмещены разные по своей тематике проекты. В его состав вошли Музей истории города, Музей-театр «Трактир» (в котором можно хорошо отобедать), а также интерактивные мастерские и выставочный зал. Сразу же бросается в глаза значок с изображением руки. Он означает, что данный экспонат содержит какой-то интерактив. Например, можно почувствовать себя настоящим археологом и кисточкой очистить от песка элементы древней посуды.

Кстати, в музеях есть и другие примечательные значки, например, с изображением фотокамеры. Они говорят о том, что фотографировать не только можно, но и нужно. В некоторых комплексах вам могут предложить даже переодеться. К примеру, в усадьбе Дуровой смотритель предложит померить гусарскую амуницию, а в Музее уездной медицины для удачного снимка санитары могут вас облачить в смирительную рубашку.

К слову о доме-музее Дуровой. Здесь вам расскажут удивительную историю про первую девушку, попавшую в элитные гусарские войска. Герой Отечественной войны 1812 года, участница Смоленского и Бородинского сражений, ординарец фельдмаршала Михаила Кутузова, а позднее талантливая писательница золотого века русской литературы, восхитившая своими «Записками» Александра Пушкина и Виссариона Белинского, Надежда Андреевна Дурова провела в Елабуге более тридцати лет своей долгой 82-х летней жизни.

ШИШКИНСКИЕ МЕСТА

Чтобы посмотреть на знаменитые шишкинские пруды глазами мастера-живописца достаточно зайти в бывший купеческий дом семьи Шишкиных и подняться на балкон, где любил проводить время автор уникальных полотен. Елабуга – город детства и отрочества «кровного, русского, великого художника». Здесь он родился и вырос, здесь же получил силы для своего творческого подвига. Если вы вдруг запамятовали, напомни, Иван Иванович Шишкин – один из наиболее известных русских живописцев, чьё имя стало символом России наряду с именами Пушкина и Толстого, Чайковского и Мусоргского, Репина, Левитана и многих других. На фото, кстати, прижизненный слепок с руки Шишкина.

На втором этаже расположены мастерская и жилая комната художника. В двух залах разместилась картинная галерея, где представлены подлинные живописные и графические работы Ивана Ивановича. В этой комнате и жил художник.

Графика занимает в творчестве Ивана Ивановича Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, шестьдесят восемь литографий, тридцать девять цинкографий. В фондах музея хранится более 50 подлинных офортов Ивана Ивановича Шишкина. В экспозиции представлено лишь пятнадцать, среди которых «Облака над рощей», «На лесной меже», «Папоротник», «Ели в Шуваловском парке», «Поле» и другие, являющиеся подлинными шедеврами гравировального искусства. Кстати, фотографировать в этом зале запрещено.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Рядом с домом, где провела последние свои дни Марина Цветаева, расположен целый литературный комплекс. Начало экспозиции знакомит нас с детством поэтессы. Марина росла в атмосфере высокого искусства. Мать была талантливой пианисткой, отец – основателем музея Изящных искусств (ныне музей Изобразительных искусств имени Пушкина).

Почетное место занимают вещи, принадлежавшие Марине Ивановне: чайные ложечки, бумага для записей, камея – подарок отца, блюдо, купленное ею в Германии в 1922 году; прядь волос самой поэтессы и пудреница дочери Ариадны. А также копии писем Марины Цветаевой из архива НКВД.

По распределению горсовета Марина Ивановна с сыном получили комнату в доме Бродельщиковых по адресу: ул. Ворошилова, дом 10 (ныне улица Малая Покровская, дом 20). От Литературного музея дойти до Дома Бродельщиковых можно за каких-то 2-3 минуты.

В Доме Памяти достоверно восстановлена обстановка августа 1941 года. Вещи семьи Бродельщиковых: сундук, швейная машинка, настенное зеркало, посуда. Главная ценность – записная книжечка Марины Ивановны, которую вынули из кармана ее фартука после трагедии.

Здесь царит атмосфера незримого присутствия Марины Ивановны, как будто она вышла ненадолго и сейчас вернется. О трагедии напоминает лишь та самая балка, на которой Марина повесилась. 29 октября 2009 года Мемориальный комплекс М. И. Цветаевой пополнился еще одним музеем под названием «Портомойня», расположенным рядом с Домом Памяти Марины Цветаевой. Это – памятник архитектуры первой половины XIX века, сооружение, служившее елабужанам в качестве прачечной.

Марина Цветаева была похоронена 2-го сентября 1941 года. Точное расположение ее могилы осталось неизвестным. В 1960 году сестра поэтессы установила на кладбище крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева», позднее на этом месте соорудили гранитное надгробье.

ВЕЧНЫЙ ПРИЮТ ВОИНОВ

Достопримечательности елабужского кладбища на этом не заканчиваются. Если зайти в него с другого входа, то можно наткнуться на японские и немецкие захоронения.

По архивным данным на первом кладбище были похоронены 140 человек 12 национальностей. Все они – солдаты австрийско-венгерской армии, попавшие в плен в ходе Первой мировой войны. Список пленных солдат, умерших в Елабуге в период с 1914 по 1918 года и захороненных на этом кладбище, удалось получить благодаря военному архиву австрийской республики.

В сентябре 1914 года в Елабуге появились первые военнопленные. Через пару лет их насчитывалось более 4,5 тысячи человек, и жили они в городе до июня 1918 года. Местные жители их охотно брали на работу – портными, сапожниками, фотографами, приказчиками. Привлекали военнопленных и к строительным работам. Так, силами австрийских военнопленных была отремонтирована дорога на пристани длиной почти в 3 километра.

Благоустройство территории захоронения военнопленных началось в прошлом году. В порядок были приведены два надгробных камня с именами военнопленных, которые были установлены почти сто лет назад, а именно – в 1918 году. В этом году здесь поставили новые мраморные плиты с именами похороненных солдат, сделали лестницу и ограждение.

Работы были проведены при финансовой поддержке австрийского мемориального общества «Черный крест». Во время Второй Отечественной войны в 1942-1943 годах началось массовое строительство лагерей для военнопленных. Один из них Лагерь НКВД № 97 появился в Елабуге в конце 1942 года. Особый наплыв военнопленных был в 1943 году после поражения немцев в битве под Сталинградом. Сюда отправляли пленных немцев, австрийцев, итальянцев, венгров, румынов и хорватов, а с 1945 года – и японцев. Тяжелые ранения для многих из них стали смертельными.

Японское кладбище появилось в Елабуге в 1946 году, после разгрома японской Квантунской армии. Кладбище насчитывало 85 захоронений. В сентябре 2000 года в соответствии с международным соглашением на японском кладбище в Елабуге проводился сбор останков японских военнопленных и их кремация. Вскоре прах тех, кто был захоронен в Елабуге, отправили в Японию, а на этом месте был воздвигнут памятник из белого мрамора. В 2002 году на кладбище установлен памятник, надпись на котором гласит: «С мыслями о мире в память о тех, кто, возлагая надежды на возвращение на родину, умер на этой земле после второй мировой войны в 1945-1956 годах, воздвигнут этот памятник. 30 октября 2000 года от правительства Японии». Трафарет для этой надписи на японском языке выполнил бывший елабужский пленник Аидзава Хидеюки.

Бывшие военнопленные часто приезжают на елабужскую землю. Японцы, совершая обряд поминовения, оставляют у памятника рисовые пирожные и свечи. В 1998 году патронат над кладбищами взял на себя Елабужский государственный музей-заповедник. Несколько раз в год здесь проводятся работы по уходу за могилами, благоустройству территории, вывозу мусора.

Недалеко от этих захоронений находится женский монастырь, именно в его кельях держали немецких военнопленных. Бывшие пленные, которым удалось выжить, годы, прожитые в Елабуге вспоминают хорошим словом. В монашеских кельях было достаточно комфортно, а кормили их гораздо лучше, чем обычных тружеников тыла. Того же хлеба пленным выделяли на несколько сотен грамм больше, нежели обычным людям. История говорит, что и качество хлеба было выше. Один из пленных даже написал книгу «Исцеление в Елабуге».

Ухаживать за немецким кладбищем начали сами елабужане 15 лет назад, постепенно приводя его в порядок. Не так давно здесь были установлены мраморные плиты с именами и датами рождения и смерти всех умерших в Елабуге немцев. За время существования лагеря для военнопленных в нем от различных болезней умерло 623 фрица. Кстати, только двое были убиты при попытке к бегству. В целом относились к ним не как к фашистам, а как к людям, воевавшим не по своей воле, старались перевоспитать.

РЕЛИГИЯ И… ПОКРЫШКИ

Напоследок можно заглянуть в крупный пятиглавый Спасский собор с высокой пятиярусной колокольней. Основан собор в начале 1800-х годов. До 1684 года на этом месте стояла деревянная церковь, затем была построена каменная с приделом в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Когда Елабуга стала уездным городом, собор не вмещал всех желающих, и в 1808 году началось строительство нового собора за казённый счёт.

Старый собор был разобран в 1820 году, а в 1877 году на месте, где он стоял, была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, сохранившаяся и поныне. В 1855-1864 годах собор был значительно перестроен, а приделы после перестройки освящены во имя Михаила Архангела и в честь чудотворной иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.

До настоящего времени внутренняя отделка сохранилась лишь фрагментарно: резные карнизы, пилястры с орнаментами коринфского и ионического ордера, цветной пол из керамических узорных плиток. Спасский собор является архитектурным символом Елабуги, как и другие храмы города.

Кафедральный собор от обычного отличается наличием кафедры. Кафедра - это самое почетное место в храме, где находится кресло, предназначенное для епископа. Это кресло символизирует власть епископа. В нашем языке от слова кафедра произошло название самого главного собора епархии - кафедрального.

Собор был закрыт в 30-х годах, после этого были полностью утрачены алтарь и иконостас тонкой ручной работы. икона чудотворного образа Спаса Нерукотворного сохранилась. Когда большевистские власти начали повсеместно запрещать и ограничивать крестные ходы, икону перевозили от села к селу на лошадях. Куда бы ни приходили паломники со святыней, там устраивались молебны, а иконой старались обнести все крестьянские дворы.

А еще в Елабуге есть характерная только для этого города хулиганская традиция. На православный праздник Пасхи молодежь собирается на пустыре и сжигает огромную гору автомобильных покрышек. Зачем они это делают? Внятного ответа на вопрос никто не дает. Но ежегодно администрация города предостерегает ребят от таких игрищ. Пока тщетно.

И, последний симпатичный штрих. На центральной улице города вы найдете самый маленький в республике памятник Ленину. Вот такая она Елабуга – разная и удивительно родная сердцу каждого гостя.

Еще больше фото в галере сайта "Комсомольская правда - Казань".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Рублевка» - вчера, Суварское городище – сегодня и турмекка - завтра

Село Кузнечиха или заповедник «Суварское городище» – место историческое и, без сомнений, интересное. Но пока туристическим его можно назвать с большой натяжкой… (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Туризм в Татарстане»

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных