2016-08-24T01:56:25+03:00

За себя и за того парня

Наш колумнист - о песне, которая до сих пор остается актуальной и понятной для любой войны [видео]
Александр ГАМОВ@gamov1зам. редактора отдела политики
Поделиться:
Комментарии: comments18
Настоящую известность, популярность и даже международное признание песня приобрела в исполнении Льва Лещенко.Настоящую известность, популярность и даже международное признание песня приобрела в исполнении Льва Лещенко.Фото: РИА Новости
Изменить размер текста:

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю, -

Что-то с памятью моей стало,

Все, что было не со мной, помню.

Песня «За того парня» была написана композитором Марком Фрадкиным на стихи поэта Роберта Рождественского много позже военного времени – она приурочена к 30-летию со дня начала Великой Отечественной. Впервые прозвучала в кинофильме режиссера Игоря Шатрова «Минута молчания», вышедшем на экраны в 1971 году. Исполнил ее актер Александр Кавалеров, сыгравший одну из центральных ролей.

Спустя два года ее в качестве саундтрека к кадрам современности использовал в своем знаменитом фильме о летчиках Великой Отечественной «В бой идут одни старики» режиссер Леонид Быков.

Но настоящую известность, популярность и даже международное признание песня приобрела в исполнении Льва Лещенко. В 1972 году тогда молодой и стремительно набиравший известность артист триумфально победил в международном певческом конкурсе в польском городе Сопоте. Лев Валерьянович вспоминает, как долго выбирали материал для выступления. Вадим Людвиковский, руководитель и дирижер Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио (там работал Лев Лещенко) говорил: нужно найти такую песню, чтобы выстрелила. Остановились на композиции «За того парня».

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы - и грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

- Я готовил эту песню специально для конкурса, - рассказывает Лев Валерьянович, - и мы ее с Марком Фрадкиным и Робертом Рождественским проговаривали. А с Марком мы создали новую аранжировку. Песня ведь имела балладную форму, мы ее сделали для «Сопота» более яркой, более эмоциональной, что ли. Там скрытые эмоции внутри, а мы выплеснули их наружу, в концовке - акцент: «Все, что было не со мной, - помню!» Как назидание всем тем, кто хочет навязать нам свою волю, свою силу. Был именно такой подтекст, с таким действием драматургическим, что подчеркивало и смысл этой песни.

У певца были тогда некоторые опасения – ведь конкурс в Сопоте ориентирован на легкую песню, а тут – такая тяжелая тема. Однако расчет оказался правильным. Лев Лещенко завоевал первое место. А зрители-поляки (да-да, тогда в Польше еще не заявляли, что Освенцим освободили украинцы, а войну начали русские, не сносили памятников советским солдатам и были благодарны за избавление от фашизма!) приняли композицию буквально «на ура»: на финальном концерте артисту пришлось спеть ее трижды!

Обещает быть весна долгой,

Ждёт отборного зерна пашня.

И живу я на земле доброй

За себя и за того парня.

- Почему она не уходит из нашей памяти, из вашего репертуара, с чем это связано?

- Я думаю, что она в принципе «непредметная» песня, то есть не о каком-то событии, а, такая очень гуманная - для каждого человека, который потерял на войне своих близких, своих родных. Скорее всего, символическая песня. «За того парня» - это можно отнести к любому человеку нашей планеты, к любому воину любой войны, будь то Великая Отечественная или какая-то другая. Поэтому она вне времени, эта песня. И сегодня звучит так же достаточно современно и понятно. И текст, и музыка, все это до сих пор свежо очень. С точки зрения творческой.

А с точки зрения ее восприятия, воздействия, - она очень современна, особенно в сегодняшнем мире.

Это монолог о нашем долге перед воевавшими, о наших обязательствах перед тем опаленным поколением.

Поэт Рождественский был ребенком, когда шла война. Но это обстоятельство лишь породило у него чувство собственной вины за то, что не он, а другие отстаивали свою страну с оружием в руках и отдали за нее свои молодые жизни.

Этот мотив долга появляется в стихах Рождественского не раз:

Мы - виноваты

Виноваты очень:

Не мы

с десантом

падали во мглу.

И в ту -

войной затоптанную

осень -

мы были не на фронте,

а в тылу.

И сейчас, когда фронтовиков и людей, лично переживших войну и знающих о ней правду из своего опыта, становится все меньше и меньше, а желающих переписать историю для собственных корыстных или политических целей – все больше и больше, - так важно новым поколениям помнить то, что «было не со мной».

Я от тяжести такой горблюсь,

Но иначе жить нельзя, если

Всё зовёт меня его голос,

Всё звучит во мне его песня.

***

Дорогие друзья! По-прежнему жду от вас новых заявок. И размышлений - о пережитом, о сокровенном. Если можно, укажите номер своего телефона - вдруг нужно будет что-то уточнить. Вот мой электронный адрес: gamov@kp.ru

Лев Лещенко - За того парня.

Еще больше материалов по теме: «Великие марши и великие песни»

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Александр ГАМОВ

 
Читайте также