2018-04-18T01:19:30+03:00

Наши люди в булочную на арендованном авто ездят

Москва вышла на первое место в мире по развитию каршеринга. Корреспондент «КП» оценил плюсы и минусы этой услуги
Поделиться:
Наши люди в булочную на арендованном авто ездятНаши люди в булочную на арендованном авто ездятФото: Иван МАКЕЕВ
Изменить размер текста:

ПОДПИСАНО ПАЛЬЦЕМ

Попробовать поминутную аренду авто я собирался давно. Ею пользуются уже больше 400 тысяч москвичей. Недавно заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что ежедневно на арендованных машинах совершается 25 тысяч поездок. По словам Ликсутова, «российская столица вышла на первое место в мире по темпам развития каршеринга и остается в лидерах по доступности этой услуги». Компаний-арендодателей уже 14. Условия схожи, главное отличие - в количестве авто.

Регистрируюсь в одной из самых крупных фирм - Delimobil. Скачиваю мобильное приложение, загружаю фото паспорта, водительских прав, селфи вместе с паспортом... Вот дело доходит до до подписания договора. А там 51 страница! В принципе, ничего сверхъестественного, нужно хорошенько осмотреть авто перед приемом, ездить по правилам и парковать в положенных местах. Если во время моей сессии загорится лампочка нехватки бензина, я обязан авто заправить.

Деньги платит фирма, я должен позвонить оператору, запомнить четырехзначный код, доехать до заправки, с которой компания работает, и залить бензин. А если опаздываю? Если заправка не по дороге? Количество бензина, как выяснилось, отражается в приложении при бронировании: не хочешь ехать на заправку - ищи другое авто.

Затем нужно изобразить свой автограф пальцем на экране смартфона. Но служба безопасности еще сутки проверяла меня на благонадежность. И только потом я получил право взять машину.

ОХОТА НА МАШИНУ

В приложении нажимаешь кнопку «поиск автомобиля». Система предлагает ближайший, коли он тебя устраивает, бронируешь его. 20 минут брони бесплатно, предполагается, что за это время я должен прибыть на место, осмотреть автомобиль и нажать кнопку «арендовать». Тогда можно ехать.

Машины стоят там, где их оставляют арендаторы. Живу я возле метро «Сходненская». Но ближайшие машины мне предлагали то в Митине, то в Путилкове. Судя по приложению, от меня до них было 35 - 40 минут.

Доступный автомобиль в 13 минутах обнаружился... через полтора часа. В итоге минут через 25 я завел мотор и наконец-то вырулил на проезжую часть.

К машине я приспособился довольно быстро. Она оказалась чистенькой внутри, слегка запылившейся снаружи... Приходится подгонять под себя зеркала и сиденье, каждый раз заново искать в медиасистеме радио «Комсомольская правда» на волне 97,2 FM... Пара минут - и уже привык. Но вот что напрягало: на протяжении всей поездки ты чуть ли не физически ощущаешь капающие минуты-рубли. Пробка, ДТП впереди, поливалка или трактор... Но в конце поездки я был приятно удивлен. Перед отправлением я запросил ЯндексТакси о стоимости путешествия. Такси готово было отвезти меня за 550 рублей, а на арендованной машине при всех пробках я потратил 400. А вечером, возвращаясь с работы на машине каршеринга, я заплатил еще меньше - 370 рублей. Такси предлагало свои услуги за 600.

- Велик, конечно, хорош. Но в следующий раз возьму машину напрокат. - Я жду тебя, мой водитель. Фото: Иван МАКЕЕВ

- Велик, конечно, хорош. Но в следующий раз возьму машину напрокат. - Я жду тебя, мой водитель.Фото: Иван МАКЕЕВ

В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ ДЕШЕВЛЕ

Короткая поездка без серьезных пробок - самое выгодное для поминутной аренды применение. Загрузился всей семьей, проехал 15 минут, отдав всего 120 рэ.

А вот на работу каждый день не накатаешься. Во-первых, дороговато по сравнению с общественным транспортом. А во-вторых, как показал мой опыт, найти машину поутру - настоящая лотерея. Можно, впрочем, зарегистрироваться во всех ведущих компаниях, так шансов больше.

Кстати, при поездке с работы (это в районе метро «Динамо») проблем с поиском свободного авто не было: они то и дело появлялись в 3 - 5 минутах ходьбы от редакции. Чем ближе к центру, тем больше машин.

- Пользуюсь и такси, и каршерингом, - рассказывает москвич Александр Дугин. - В определенных ситуациях каршеринг оказывается дешевле. Особенно когда нет пробок.

Кстати, большинство машин каршеринга разрешено ставить на платных парковках. Но вот, допустим, вы приехали в центр и пошли по делам. Если вы оставите машину за собой, переведя в режим ожидания, то парковка окажется отнюдь не бесплатной. Такой режим в Delimobil, к примеру, стоит 2,5 рубля в минуту. То есть 150 рублей в час. Можно, конечно, завершить аренду, надеясь взять авто снова. Я, например, так и сделал, когда ехал с работы и заскочил в магазин. Ну кто, думаю, заберет ее за 5 - 10 минут. Но уже через 3 минуты ее забронировал другой водитель. Пришлось искать новую машину.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Главное - чтобы была страховка

Обычные арендаторы вряд ли смогут вникнуть во все юридические тонкости договоров с компаниями-арендодателями. На что нужно обязательно обратить внимание? Мы спросили об этом автоюриста Александра Липатникова.

- Прежде всего необходимо понять, каковы условия страхования вашей ответственности, - говорит юрист. - Есть ли КАСКО, предусмотрена ли франшиза - максимальная сумма ущерба, которую виновник ДТП платит в любом случае. Одно из моих дел, связанных с каршерингом, касалось возмещения ущерба, когда с человека требовали больше, чем стоит автомобиль и все штрафные санкции вместе взятые. Только длительные переговоры позволили снизить выплаты до разумных пределов. Второе, что нужно узнать, - есть ли так называемое администрирование штрафов. Компании это не афишируют, но если вы неправильно припаркуетесь и придет штраф в 3 тысячи, то с вас могут списать 3,5 тысячи, взяв плату за администрирование. А в остальном - ничего сложного. Нужно только аккуратно ездить и тщательно осматривать автомобиль перед тем, как арендовать его.

Сравним ведущие компании.

Сравним ведущие компании.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Насколько каршеринг может разгрузить столичные трассы?

С этим вопросом мы обратились к руководителю экспертного центра Probok.net Александру Шумскому.

- Ежедневно на дороги столицы выезжает примерно 3,5 миллиона машин, - рассказывает Александр. - При этом пользователи каршеринга сейчас совершают 25 тысяч поездок. По сравнению с тем, что было пару лет назад, это очень хороший рывок. И есть все шансы увеличить этот показатель в 3 - 4 раза. Когда такие машины будут совершать около 100 тысяч поездок ежедневно, это существенно скажется на дорожной обстановке.

- Каршеринг - это конкурент такси. На что стоит делать ставку: на такси или поминутную аренду?

- Поминутная аренда - это один из инструментов, его выбирают те, кто не любит присутствия постороннего в кабине, кому важно иметь одно дополнительное место. Я, например, пользуюсь такси, потому что не люблю управлять незнакомой машиной. А кто-то, наоборот, не любит быть в роли пассажира.

- Один из плюсов каршеринга - возможность бесплатно парковать авто на платных местах. Нужны ли еще какие-то преференции для этих компаний? Например, разрешить им ездить по выделенной полосе...

- Не думаю. Бесплатная парковка - это достаточная субсидия каршеринговым компаниям, если давать им еще какие-то послабления, это будет уже не рыночный механизм.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также