Звезды

«Зеленая книга» стала фавориткой на «Оскарах»

Фильм Питера Фарелли выиграл главный приз Американской Киноакадемии. Наш кинообозреватель Стас Тыркин - об итогах церемонии
Питер Фаррелли выступил как продюсер, режиссер и автор сценария к "Зеленой книге" - лучшему фильму года по версии Американской киноакадемии.

Питер Фаррелли выступил как продюсер, режиссер и автор сценария к "Зеленой книге" - лучшему фильму года по версии Американской киноакадемии.

Фото: REUTERS

На 90-й церемонии вручения «Оскаров» американская киноиндустрия занималась обновлением своих кадров. Многие из лауреатов, допущенных в прошлом году на священный пантеон, не только никогда не держали в руках золотой статуэтки, но даже ни разу не были на нее номинированы. То же самое происходило и на 91-й церемонии, где процесс обновления рядов мог стать уже системным.

По итогам вечера фильм Альфонсо Куарона "Рома" принес три Оскара - за лучший фильм на иностранном языке, за лучшую режиссуру и лучшую работу оператора.

По итогам вечера фильм Альфонсо Куарона "Рома" принес три Оскара - за лучший фильм на иностранном языке, за лучшую режиссуру и лучшую работу оператора.

Фото: REUTERS

Щедро раздав номинации иностранцам отнюдь не только в предназначенной для них категории «иноязычный фильм», Голливуд показал, что готов к обновлению, но на решающий шаг все-таки не решился. Фреска Альфонсо Куарона «Рома» раньше была бы номинирована только в номинации за иностранный фильм, но спродюсировавшая ее американская стриминговая компания «Нетфликс» была в полном праве предложить ее на рассмотрение Академии во всех главных номинациях, в том числе «лучший фильм». Более того, победа в этой номинации носила бы исторический характер: никогда еще иноязычные фильмы не выигрывали главного «Оскара», и никогда еще его не получали фильмы, произведенные не традиционными киностудиями, а компаниями потокового мульти-медиа, в том числе самим «Нетфликсом».

Решение академиков могло быть революционным и означало бы констатацию глобальных сдвигов в системе производства и проката фильмов. Не говоря уже о том, что по уровню искусства «Рома», конечно, превосходил всех остальных кандидатов вместе взятых. Куарон, режиссер одной из серий про Гарри Поттера и принесшей ему «Оскара» «Гравитации» снял не просто самый личный свой фильм, но настоящее большое авторское кино, черно-белую фреску о взрослении, но в результате проиграл в главной номинации более простой «Зеленой книге» Питера Фаррелли - образцовому «оскаровскому» фильму, посвященному серьезной и важной теме расизма и борьбы с ним, но при этом сделанному не тяжеловесно и не занудно, основанному на реальных событиях, но при этом комедии, рассказывающему о сближении диаметрально противоположных людей (черного и белого), намекая, что в недостижимом идеальном мире все люди братья.

Вручение "Оскара" за лучший фильм создателям "Зеленой книги".

Вручение "Оскара" за лучший фильм создателям "Зеленой книги".

Фото: REUTERS

То, что восторжествует политкорректный антирасистский дискурс, было ясно с самого начала церемонии. Церемония началась с присуждения «Оскара» в категории «лучшая женская роль второго плана». Боюсь, у меня плохие новости: она досталась не лучшей, а чернокожей актрисе Реджине Кинг за сопливо-литературную вещь «Если бы Бил-стрит могла говорить» от Барри Дженкинса, непропорционально перехваленного режиссера «Лунного света», обошедшего Кубрика, Хичкока и Чаплина только по причине красивого шоколадного цвета кожи. Предназначался «Оскар», конечно, Эми Адамс за «Власть» или любой из актрис в «Фаворитке».

Оскар за лучшую женскую роль второго плана достался Реджине Кинг.

Оскар за лучшую женскую роль второго плана достался Реджине Кинг.

Фото: REUTERS

Актриса Эми Адамс.

Актриса Эми Адамс.

Фото: REUTERS

Расовая карта начала опасно брать верх, когда призы за лучшие костюмы и работу художника-постановщика, а потом и за музыку присудили первому комиксу «Марвела», пробравшемуся на самый «оскаровский» верх - «Черной пантере». Чуть позже Махершала Али удостоился своего второго «Оскара» за лучшую второплановую роль за последние два года (страшно подумать, сколько у него их будет в предстоящее десятилетие) - нет, у него отличная роль в «Зеленой книге», но почему-то в этом раскладе его победа не особенно радует, ибо имеет причиной откровенную кампанейщину. Неудивительно, что номинированному за лучшую роль в том же фильме Вигго Мортенсену приз не достался. Если несколько лет назад главным предметом критики на церемонии было то, что «Оскар» слишком белый», то сегодня маятник явно качнулся в противоположную сторону, и искусство от этого точно не выиграло.

Махершала Али удостоился своего второго «Оскара».

Махершала Али удостоился своего второго «Оскара».

Фото: REUTERS

«Зеленая книга» Питера Фаррелли, хорошая нравоучительная комедия о том, что расизм - это очень плохо, а дружба народов - очень хорошо, также удостоилась «Оскара» за лучший сценарий (то есть за смыслы). За лучший адаптированный сценарий наградили фильм Спайка Ли «Черный клановец» примерно на ту же тему (плюс сильная анти-Трамповская направленность) - это первый «Оскар» знаменитого чернокожего режиссера, номинирующегося уже почти 30 лет. Наконец-то его время пришло.

Спайк Ли на вручении статуэтки

Спайк Ли на вручении статуэтки

Фото: REUTERS

Худший из представленных в номинации фильм «Богемская рапсодия» удостоился «Оскаров» за монтаж, звуковой монтаж и сведение звука - и этим вполне мог бы удовлетвориться, но увы - приз за лучшую мужскую роль достался Рами Малеку, совершенно неубедительно, на мой взгляд, сыгравшему Фредди Меркури. Актер египетского происхождения, американец в первом поколении стал еще одним знаменем мультикультурализма, но ему как до Луны до Кристиана Бейла, действительно показавшего чудеса перевоплощения в фильме «Власть».

Рами Малек реагирует на появление в коллекции кинонаград "Оскара".

Рами Малек реагирует на появление в коллекции кинонаград "Оскара".

Фото: REUTERS

Рами Малек и его возлюбленная Люси Бойнтон

Рами Малек и его возлюбленная Люси Бойнтон

Фото: REUTERS

Кристиан Бейл с супругой Сиби.

Кристиан Бейл с супругой Сиби.

Фото: REUTERS

Никто не против мультикультурализма, когда он подтвержден реальным художественным содержанием и качеством фильма. Как в поставленной греком Йоргосом Лантимосом «Фаворитке», за которую Оливия Колман получила «Оскар» как лучшая актриса - она виртуозно сыграла страшную, глупую и больную, но все еще похотливую английскую королеву Анну. Или в «Роме», за которую Куарон удостоился «Оскаров» за операторскую работу, лучший иноязычный фильм и лучшую режиссуру (вручал еще один оскаровский лауреат-мексиканец, Гильермо дель Торо).

Оливия Колман получила награду за лучшую женскую роль

Оливия Колман получила награду за лучшую женскую роль

Фото: REUTERS

Лучшим анимационным фильмом признали очередного «Человека-паука». «Оскаром» за визуальные эффекты наградили обнесенный номинациями «Человек на Луне» от создателя «Ла-ла лэнда» Дэмиена Шазелла. Леди Гага очень плакала, произнося прекрасную речь о том, что дело не в том, что тебя наградили, а в том, сколько раз ты не сдался, когда тебя отвергли - ей и ее соавторам справедливо достался «Оскар» за песню Shallow из фильма «Звезда родилась». Это единственная награда, присужденная этому фильму.

Получая своего "Оскара", певица Леди Гага разрыдалась.

Получая своего "Оскара", певица Леди Гага разрыдалась.

Фото: REUTERS

КОНКРЕТНО

Кто победил в основных номинациях:

Лучший фильм, лучший оригинальный сценарий - "Зеленая книга"

Лучшая режиссура, лучшая операторская работа, лучший фильм на иностранном языке - Альфонсо Куарон ("Рома")

Лучшая женская роль - Оливия Коулман ("Фаворитка")

Лучшая мужская роль - Рами Малек ("Богемская рапсодия")

Лучшая мужская роль второго плана - Махершала Али ("Зеленая книга")

Лучшая женская роль второго плана - Реджина Кинг ("Если Бил-стрит могла бы заговорить")

Лучший адаптированный сценарий - Спайк Ли ("Черный клановец")

Лучшая песня - Shallow, Леди Гага ("Звезда родилась")

Лучший саундтрек, лучшие костюмы, лучшая работа художника-постановщика - "Черная пантера"

Лучший мультипликационный фильм - "Человек-паук: Через вселенные"

Лучший документальный фильм - "Свободный подъем в одиночку"

КСТАТИ

Леди ГаГа в ожерелье за 30 миллионов долларов и бородатый Билли Портер в платье: Удачные и провальные образы «Оскара - 2019»

Киноманы с интересом ждут церемонию вручения наград кинопремии «Оскар», а обычные люди с удовольствием рассматривают образы, в которых звёзды появились на красной ковровой дорожке. Тут мы видим все тренды будущего года, все удачные находки для всех типов фигур. Как, собственно говоря, и провалы (подробности)