Звезды

«Эмми-2019»: Антисоветский «Чернобыль» предсказуемо стал триумфатором, затмив «Игру престолов»

Ночью в Лос-Анджелесе раздали максимально конъюнктурные призы
Актриса Фиби Уоллер-Бридж позирует с наградой за лучшую роль в комедийном сериале.

Актриса Фиби Уоллер-Бридж позирует с наградой за лучшую роль в комедийном сериале.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Если вы спали, то ничего страшного не пропустили: 22 сентября в США вручали статуэтки «Эмми» лучшим по мнению критиков сериалам прошедшего сезона. И хотя список номинированных проектов дарил надежду на интригу, чуда не произошло: «Чернобыль» получил три приза (лучший мини-сериал, сценарий и режиссура), «Игра престолов» — два (лучшая драма и мужская роль второго плана). «Настоящий детектив», «Наследники» и «Озарк» американская киноакадемия проигнорировала.

Длинная, скучная, расфуфыренная и дорогостоящая премия — специфическое удовольствие для гиков из мира телеиндустрии. Никто не ориентируется на итоги «Эмми», это просто отличная строчка для резюме проекта в википедии. Сегодня каждый пользователь может выбрать подходящий ему сериал, исходя из предпочтений и широкого спектра предложений. Онлайн-платформы стали умнее: они сами, используя библиотеку, подсовывают самое подходящее по вкусу пользователю. Тем не менее, «Эмми» все равно вручают каждый год. Уже в 71 раз. Что поделать, в мире немало бессмысленных явлений. Когда в телевизоре садятся батарейки, человек не меняет их, а начинает сильнее жать на кнопки. Привычка.

Актриса Робин Райт на церемонии вручения премии "Эмми".

Актриса Робин Райт на церемонии вручения премии "Эмми".

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

В этом году никаких сюрпризов не произошло. Прогремевший на весь мир «Чернобыль» взял от жизни все — родил мощнейшую дискуссию в обществе, открыл глаза зрителю, далекому от истории СССР, запустил «Чернобыль» в России (на самом деле — нет, НТВ начал снимать проект за полтора года до выхода зарубежного аналога) и, пожалуй, заслуженно получил три премии «Эмми».

Увы, интриги не было. И не могло быть: 10 номинаций для «Игры престолов» стали, разумеется, лишь красивой цифрой — формальной данью уважения угаснувшему проекту, а не реальной оценкой финального сезона, который зрители предлагали переснять. Кто еще смог бы всерьез потягаться с «Чернобылем» по числу премий — флагманской британо-американской драмой с почти полностью сочиненным сюжетом, феноменальной работой художников, реквизиторов и других технических цехов, раскрывшей глаза миру на события тридцатилетней давности? «Дрянь», «Убивая Еву», «Барри» и другие милые, безусловно интересные проекты созданы на ином уровне погружения. А нераскрученные, но блестящие «Озарк», «Когда они нас увидят» и «Метод Камински» никто и не заметил.

Актер Питер Динклэйдж позирует с наградой за победу в номинации Актер второго плана в драматическом сериале за "Игра Престолов"

Актер Питер Динклэйдж позирует с наградой за победу в номинации Актер второго плана в драматическом сериале за "Игра Престолов"

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Хотя вряд ли в HBO и Sky делали ставку на «Чернобыль». Это был скорее экспериментальный проект в череде умных мини-сериалов, четырехсерийная лента про несколько страшных дней из жизни СССР. Но для победы все совпало идеально: и момент времени (противостояние Америки и России уже не на пике, но антироссийские настроения все еще весьма сильны), и резонанс, и сама идея рассказать о техногенной катастрофе в СССР на фоне разговоров о Третьей мировой и штурма Зоны-51 (сверхсекретной базы ВВС США, где якобы изучают инопланетян).

Можно сказать, что победила русофобия — и это будет правдой, как в «Чернобыле». Можно сказать, что интерес человека к темным, жутким, неизведанным и трагическим моментам жизни неизбывен. Можно сказать, что постепенно уходит время длинных, восьмисезонных проектов. У зрителя все больше выбора и все меньше времени и желания следить за условной «Игрой престолов»: чем более спрессован, насыщен событиями, лаконичен и лишен второстепенных линий проект, тем он, оказывается, увлекательнее. Об этом говорит и список номинантов на приз за лучший мини-сериал: и поучительная процедурально-подростковая душераздирающая драма «Когда они нас увидят», и еще одна история из жизни — «Побег из тюрьмы Даннемора» с блистательным Бенисио дель Торо в главной роли — ничуть не уступают «Чернобылю» в тщательности и качестве. Раз за разом все чаще выходят крутые короткие проекты. Однако еще до вручения премии было ясно: именно «Чернобыль» наделал столько шума, что киноакадемики не пройдут мимо него.

Джулия Гарнер получила «Эмми» за лучшую женскую роль второго плана.

Джулия Гарнер получила «Эмми» за лучшую женскую роль второго плана.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Были и традиционные «призы за вклад в искусство». Прощальную статуэтку как лучший драматический сериал получила сказка «Игра престолов», несмотря на наличие хороших конкурентов: «Озарк» — мрачная криминальная драма в духе сериала «Во все тяжкие» — один из самых недооцененных сериалов, ни капли не слабее (отметили разве что Джулию Гарнер, дав «Эмми» за лучшую женскую роль второго плана). А по степени изучения темных и даже животных сторон личности человека, многослойности, непредсказуемости и психологизму и вовсе переигрывает «Игру престолов» — чистого Шекспира, приправленного драконами. Еще один номинант «Наследники» — масштабное семейное полотно. Современная интерпретация «Игры престолов», только с блистательным юмором и без средневекового надувания щек. Да и спин-офф сериала «Во все тяжкие» — «Лучше звоните Солу» — из просто фоново-антуражного проекта перерос в сложнейшую трагедию личности.

Но сериал про Джона Сноу и Ко закрыли, и проекту надо было воздать должное — статуэтка за лучшую драму. Карлик Питер Динклейдж тоже унес домой «Эмми» за лучшую мужскую роль второго плана.

В остальных номинациях все было еще более просто: «Дрянь» стала лучшей комедией, а Фиби Уоллер-Бридж, сыгравшая главную роль, — лучшей актрисой комедии, «Черное зеркало: Брандашмыг» — лучшим телефильмом (интерактивным проектом), Джоди Комер — лучшей актрисой драматического сериала («Убивая Еву») и так далее.

Певец Билли Портер («Поза») стал лучшим актером драматического сериала

Певец Билли Портер («Поза») стал лучшим актером драматического сериала

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Вызвали вопросы разве что решения по мужчинам. Певец Билли Портер («Поза») почему-то стал лучшим актером драматического сериала, отодвинув и Боба Оденкерка («Лучше звоните Солу»), и Джейсона Бейтмана («Озарк»). А Майкл Дуглас не получил статуэтку за тончайший «Метод Камински» — в номинации победил Билл Хейдер из незамысловатого «Барри». Оскароносца Махершалу Али («Настоящий детектив») тоже прокатили — вместо него «Эмми» получил молодой Джаррель Джером («Когда они нас увидят»). Третьего сезона True Detective для киноакадемии США как будто и не случилось — видимо, опять сравнивали с прорывом первого сезона, вот и оплошали.

Гораздо интереснее было следить за противостоянием платформ: молниеносно развивающийся сервис Netflix (основан в 1997 году) уступил каноническому каналу HBO (сеть начала вещать в 1972 году) — 27 призов против 34. На пятки гигантам наступает стриминговый сервис Amazon (запущен в 2006 году) — помимо трансляции чужих проектов студия Amazon успешно реализует собственные проекты, и их все больше: «Патриот», «Благие знамения», «Карнивал Роу», впереди — «Властелин колец». Именно эта конкуренция и предопределит качество выходящих сериалов, которые зритель будет смотреть вне зависимости от «Эмми».