2016-07-14T10:30:19+03:00

Загадочные друзы и их роль в жизни Ближнего Востока

Эфир программы «Восток - дело тонкое» Радио «Комсомольская правда» [аудио]

00:00
00:00

Аббас Джума:

- Это программа «Восток – дело тонкое». Я ее автор и ведущий Аббас Джума. У меня в гостях сегодня арабист, старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Андрей Чупрыгин. Сегодня речь у нас пойдет о друзах. Это такая этноконфессиональнная группа, недостаточно хорошо изученная. Их религия достаточно скрыта, информация есть, но зачастую она дискуссионная во многом. О чем говорит хотя бы тот факт, что я очень долго искал спикера, долго искал профессионала, который сегодня сможет нам о них рассказать в нашей передаче. И я таки его нашел. Давайте мы начнем по традиции с истории вопроса. Кто такие друзы? Где и когда, при каких условиях они появились?

Андрей Чупрыгин:

- Считается, что друзы появились где-то в районе XI века, с приходом из Хорасана, из Персии, в Фатимидский Египет, в Каир, проповедника халифа Хамза ибн Али ибн Ахмада. Хамза пришел вообще не проповедником, он пришел искать работу. И нашел эту работу, будучи человеком образованным, у тогдашнего фатимидского халифа Абу Али Мансура, который более известен в истории как Хаким Биамриллах. Вот этого, собственно говоря, и началось восхождение так называемого друзизма. Называют его этноконфессиональной группой. Этноса я там особо однородного не вижу. Я бы сказал, что это, скорее, конфессиональное изотерическое учение.

Аббас Джума:

- А этнически они кто тогда, получается?

Андрей Чупрыгин:

- Этнически разные. Большое количество, во-первых, арабы. Были египтяне. Было много принявших в XI веке друзизм христиан. Курды, например, сегодняшние друзы ливанские – считается одна из самых мощных семей с XIX века, это семья Джумблатов, они курды по происхождению. Но исповедуют друзизм. XI век и считается началом отсчета друзизма, то есть того, что мы называем сегодня друзы, хотя сами себя они так не называют.

Аббас Джума:

- Друзов, по разным источникам, от полутора миллиона до 3-3,5 миллионов человек. Немало. И расселены они тоже неоднородно. Это есть и в Сирии большая община друзов, и в Ливане, и в Израиле, и в Египте. Почему так? Как они распространились по этим территориям, в результате чего?

Андрей Чупрыгин:

- Это все началось в том же самом Египте. Дело в том, что есть разные взгляды на историю возникновения друзской общины и как она развивалась, начиная с XI века. По одним взглядам, главным проповедником и зачинателем всего этого мероприятия уже упомянутый нами шейх Хамза. По другим источникам, зачинателем был Мухаммад бен Исмаил ад-Дарази, от которого и пошло название. Сами друзы говорят: нет, Хамза был первый. А Дарази был якобы его учеником. Но заблудился. И даже сами друзы в беседах иногда называют Мухаммада бен Исмаила ад-Дарази «наш первый еретик».

Аббас Джума:

- А чем он так насолил?

Андрей Чупрыгин:

- Собственно говоря, насолил-то он тем, что он, во-первых, не возражал против потребления вина. Во-вторых, в какой-то момент, но опять же, это источники противоречивые, начал проповедовать божественность халифа. Чем не угодил ни халифу, ни своим последователям. Его считают не совсем правильным проповедником. Это друзы сами так считают. Тем не менее, от его имени закрепилось это название – друзы. Сами они это название не любят, они себя называют Ахль ат-таухид, то есть типа униаты или единобожники. Есть предположение, что на самом деле ирония возникновения названия друзов – это дело рук оппонентов друзов. Оппонентами друзов в Египте, в Каире в это время выступали мощные иудео-христианские группировки, которые находились у власти при Фатимидах. История темная. Некоторые источники говорят, что Дарази был казнен как раз халифом Хаким Биамриллах за свою еретичность. Якобы халиф настолько обиделся, что его попытались обожествить, так как он был просвещенный халиф, он решил справиться с этим очень быстро и казнил. По другим источникам, Дарази сбежал. Кстати, мне представляется это более вероятным, потому что это объясняет появление друзов в Леванте. Что он сбежал с частью своих последователей и основал первую общину в горах Ливана, где и начал проповедовать. Таким образом друзы и пошли в Ливан. И сначала исторически основная община друзов была сформирована в Леванте. Это где-то XVII-XVIII век, некоторые крупные феодалы.

Аббас Джума:

- Левант – то общее название. А где конкретно?

Андрей Чупрыгин:

- В горах Ливана. Но некоторые крупные друзские феодалы вместе со своими крестьянами ушли на территорию Сирии. так появился сирийский друзский анклав. Дальше уже иорданские друзы – это уже современная история, конец XIX века. Израильские – это понятно, тоже недавно.

Аббас Джума:

- Очень интересно узнать о религии друзов. От ислама друзизм далек, я так понимаю.

Андрей Чупрыгин:

- Вообще считается, что изначально это так и есть. Друзизм возник как некая секта исмаилизма. Сам Хамза, и Дарази, да и халиф, Фатимидский халифат – это был исмаилитский халифат.

Аббас Джума:

- Исмаилизм – это шииты.

Андрей Чупрыгин:

- Да, это шииты. Это ветвь шиизма, которая у нас достаточно интересно описана в различной литературе, в том числе научно-популярной. Оттуда вышли знаменитые ассасины и друзы. Но ушли они от этого далеко. Где-то начиная с XII- XIII века друзы прервали все конфессиональные контакты с шиитами, исмаилитами и иже с ними и превратились в некую замкнутую секту с большой долей эзотерики. Религия друзов очень интересна, о ней почти никто ничего не знает. Она интересна хотя бы с этой точки зрения. Есть отрывочные сведения. Потому что друзы свято хранят свои религиозные верования, отказываются их обсуждать. Ни на публике, ни с посторонними. Но кое-какие вещи ученым известны. Хотя мало. Например, в отличие от чисто мусульман – шиитов и суннитов – друзы почитают Ветхий и Новый Завет. Почитают Коран. У них есть еще одна книга, которую написал философ и богослов, живший примерно в XV веке, это Ас-Сайид Джамаладдин Абдалла ат-Танухи. Это после Хамзы самый серьезный исторический религиозный авторитет у друзов. Он написал вещь такую «Расаиль аль Хукма». Это «Записки мудрости». У нас около ста экземпляров есть в библиотеке Санкт-Петербургского университета. Практически не переведена на западные языки. Есть комментарии к ней. К книге допускают только посвященных. В религиозной и общественной жизни друзов существуют два вектора управления – это религиозный вектор и так называемый светский вектор. Религиозный вектор управляется так называемой группой уккаля, то есть это мозговики, умные ребята. При этом, в отличие от традиционного ислама, уккалем становятся как мужчины, так и женщины. Необходимо пройти сорокалетний период обучения, чтобы быть допущенным к этой книге. И другие – это джахиль, это непосвященные, которые слушают откровения.

Аббас Джума:

- Невежественные люди.

Андрей Чупрыгин:

- Есть два интересных момента, которые… Хотя друз вам скажет, что он мусульманин. Однозначно. При этом идея единобожия, как в исламе. Но, как писал философов Ибн Таймия в свое время, что друзов нельзя считать мусульманами, потому что у них есть традиция сокрытия в себе истинных намерений. То есть друз, исходя из земных соображений, может сказать шахаду, что он мусульманин, а на самом деле быть не мусульманином. Пример приводит Таймия. Таким же образом были случаи, когда друзы крестились в христианство, при этом оставаясь приверженцами своей религии. Это все зависело от социально-политической обстановки.

Аббас Джума:

- Чтобы выжить?

Андрей Чупрыгин:

- Да. В подавляющем большинстве друзы объявляют себя мусульманами. Но это связано не только с теологическими вопросами, сколько с вопросами социально-политического характера. В большинстве стран, где друзы живут, занятие государственных должностей, управленческих должностей предполагает либо принадлежность к исламу, либо принадлежность к христианству. Поэтому приходится выбирать одно из двух. Реинкарнация – сильнейшая история в друзизме. Друзы считают, что каждый друз реинкарнируется, то есть его душа переходит в следующего друза, но не в животное, а в друза обязательно. Почему после одиннадцатого, кто-то говорит – после пятнадцатого века закрыли дверь принятия друзизма. То есть друзом нельзя стать.

Аббас Джума:

- Им можно только родиться.

Андрей Чупрыгин:

- Потому что реинкарнация – посторонних туда не пускают. И вроде как считается, что первая инкарнация бога – это был абсолютный разум, который потом инкарнировался как раз в куда-то девшемся халифе Хакиме Биамриллах, который в конце своего правления пропал. Историки говорят о том, что, скорее всего, его убили при борьбе за власть. Но легенда гласит о том, что он исчез, он ушел. И продолжает существовать, ожидая подходящего момента своего возвращения в борьбе за власть. Друзы считают, что он придет и появится в Судный день.

Аббас Джума:

- Как махди.

Андрей Чупрыгин:

- Это абсолютный параллелизм с понятием «махди». Здесь они где-то повторяют убеждения шиитов.

Аббас Джума:

- Друзы убеждены в том, что Адам был друзом. И периодически реинкарнируется в телах их предводителей.

Андрей Чупрыгин:

- Есть легенда про Адама, более распространенная легенда о том, что друзы считают, что Авель был друзом. Очень много всяких верований эзотерического характера. Молитва один раз в день, в отличие от традиционного ислама. При этом молитва может заменяться медитированием. Не обязательно совершать молитву, можно медитировать про себя. День большой молитвы – четверг, я не пятница.

Аббас Джума:

- Не обязательно омовение.

Андрей Чупрыгин:

- Оно не просто не обязательно, оно не предусматривается. Паломничество в Мекку не обязательно.

Аббас Джума:

- При этом фундаментальные различия с исламом.

Андрей Чупрыгин:

- Да, конечно.

Аббас Джума:

- Основание обвинить их в неверии.

Андрей Чупрыгин:

- Да. Существуют споры, которые достаточно долго шли, а как друзы считают, у женщин душа тоже реинкарнируется или нет? И долго в западном востоковедении бытовало мнение, что идет дискриминация женских душ, они не могут реинкарнироваться. Оказалось, что могут. Потому что, как выяснилось, друзы считают, что душа одна. Она единая и для мужчины, и для женщины.

Аббас Джума:

- Пола у души нет.

Андрей Чупрыгин:

- Нет. Но это очень серьезный шаг в сторону от традиционного ислама, который и позволяет салафитам называть их неверными.

Аббас Джума:

- Как все эти противоречия уживаются в исламском мире?

Андрей Чупрыгин:

- Во-первых, посмотрите, где на сегодняшний день в исламском мире происходит компактное проживание друзов. Ливан – государство светское. Сирия – государство светское. Израиль – государство светское. Иордания – светская монархия. Их нет в Саудовской Аравии. Их нет в Катаре, их нет в Омане, в котором живут хариджиты. Друзы абсолютно исторически логично расселялись в местах, где была возможность мирного сосуществования с местным подавляющим чисто мусульманским большинством.

Аббас Джума:

- В Сирии исторически не всегда это было возможно. И в Иордании.

Андрей Чупрыгин:

- В Сирии и Иордании никогда особого конфессионального геноцида история не знала. Вообще Османская империя, османы геноцидом не занимались. Это результат философии друзов. Друзы считают, и это узаконено их религиозными, философскими, общинными понятиями, установками, что друзы должны жить, приспосабливаясь к населению той страны и к той стране, в которой они живут. И должны быть лояльны государству, в котором они находятся. Которое предоставляет им государственную власть, структуру, кров, территорию для проживания. Поэтому друзы всегда жили более-менее со всеми в мире, за исключением, конечно, двух восстаний. Первое восстание – против осман. И второе – против Французского мандата. Но опять же, это же против внешних оккупантов, вместе с местным населением. Не зря так называемое Сирийское восстание в 20-х годах XIX века против Французского мандата начали друзы и возглавили друзы. Они тогда серьезно проиграли вместе со всем населением. Но вот это их участие не прошло бесследно. Друзы всегда приспосабливались, приспосабливаются и будут приспосабливаться к мирному сосуществованию, к лояльности местной власти. Это было всегда.

Аббас Джума:

- Они принимают вплоть до религии, до каких-то обычаев.

Андрей Чупрыгин:

- Конечно. Это называется – мы к вам лояльны, мы делаем как вы, а вы не лезете в наш внутренний мир. Очень грамотная политика.

Аббас Джума:

- Абсолютно либеральная система ценностей. Вы сказали, что друзы есть в Израиле. Они там не последние люди, играют не последнюю роль. Они могут голосовать, они служат в армии, во всех конфликтах они выступали за израильскую армию, воевали плечом к плечу с евреями. То, что сегодня творится в Сирии, Израиль как-то защищает свой потенциальный электорат?

Андрей Чупрыгин:

- Давайте вспомним, сколько друзов где. Это очень показательный момент. Сегодня на территории Сирии насчитывается около 800 тысяч друзов.

Аббас Джума:

- Больше всего.

Андрей Чупрыгин:

- Да. Где-то около полумиллиона находится в Ливане. Там друзы наиболее активны политически, они играют уже много лет, еще с 40-х годов, очень серьезную роль в политической жизни Ливана. Как положительную, так и отрицательную. И где-то 120-125 тысяч на территории Израиля. Друзы в Израиле служат в армии, голосуют, занимают руководящие должности. Достаточно сказать, что военный советник президента Израиля – друз, генерал. И воевали всегда, с первых дней основания Израиля. Друзы воевали за израильское дело, защищали Израиль, исключительно лояльны и так далее. После того, как Израиль захватил Голанские высоты, там оказалась большая друзская община. Они в районе Суэйды, в районе Голанских высот, они оказались на территории Израиля. Израильтяне позволили им сохранить сирийское гражданство. У них и израильское, и сирийское гражданство. Была колоссальная программа, которая сейчас, к сожалению, из-за гражданской войны закончилась, бесплатного обучения израильских друзов с Голанских высот в сирийских вузах. Там вышло огромное количество врачей, инженеров, железнодорожников, которые очень успешно работают на территории Израиля сегодня, получив высшее образование в Сирии.

С друзами, еще начиная с ситуации после первой мировой войны, заигрывали все. Потому что друзы всегда были очень серьезной военной силой, они бойцы замечательные. Очень серьезной силой финансовой. Потому что это была аграрная часть населения с колоссально развитым богатым феодальным срезом, феодалы были активны и в политике, и в экономике с аграрной точки зрения. Друзы до начала ХХ века не занимались ни ремеслом, ни торговлей. Только сельским хозяйством. И воевали. Что произошло сейчас? У сирийских друзов были всегда очень хорошие отношения с режимом Башара Асада и его отца Хафеза Асада. Достаточно сказать, что национальный герой друзов Султан Паша, который был руководителем восстания, он в свое время, когда вернулся обратно в Дамаск, он из рук Хафеза Асада получил главный орден Сирийской республики в признание его заслуг. Это был серьезный ход. Всегда были очень хорошие отношения. До тех пор, пока не возник конфликт, который мы сейчас называем гражданской войной в Сирии. Начался раздал.

В начале конфликта сирийская армия находилась в районах компактного проживания друзов. Это Джебель-Друз и в районе Голанских высот. Как защита. Но потом, когда начались большие потери, правительство решило вывести войска и бросить их на самые опасные направления. Друзы попросили вооружение и боевую технику – им не дали. И они обиделись. Сказали: вы нас бросаете на произвол судьбы. И тут вступает Израиль. Очень интересная ситуация. Дело в том, что ИГИЛ вообще против друзов никакого геноцида не проводил. Они туда не дошли.

Аббас Джума:

- Была резня.

Андрей Чупрыгин:

- Нет, это «Джабхат ан-Нусра». Друзская деревня Аль-Хадар оказалась на пути наступления «Джабхат ан-Нусры». Эти ребята, зайдя в эту деревню, устроили там самую настоящую резню друзов. Чем это закончилось? Выступил министр обороны Израиля Моше Яалон, который сказал: там на заборе на той стороне висит моя фотография. И они знают, что у нас есть два условия. Первое – не лезьте к нам на нашу территорию, и второе – не трогайте друзов. По неофициальной информации, «Джабхат ан-Нусра» получила очень сильный сигнал со стороны Израиля, и они извинились перед старейшинами друзской общины за допущенные просчеты, сказав, что виновные наказаны. Понятно, что мертвых не вернешь. Но с точки зрения политической это очень фрейдистский момент. Израиль – «Джабхат ан-Нусра» извиняется.

Аббас Джума:

- Израиль заступился.

Андрей Чупрыгин:

- Абсолютно. Больше того, сейчас в Израиле очень сильны голоса, требующие создания друзского государства.

Аббас Джума:

- У друзов была своя автономия в рамках Французского мандата на Сирию и Ливан. Они обладают серьезной военной мощью, чем воспользовались в свое время британцы, создав кавалерийский эскадрон, состоящий из друзов. Это обусловлено их религией. Их убеждения в том, что они бессмертны. Вполне могли бы делать свое дело, быть в политике, управлять чем-то. Их влияние на сегодняшние политические процессы в мире велико?

Андрей Чупрыгин:

- Я не сказал бы, что политическое влияние друзов в мире велико. Конечно, нет.

Аббас Джума:

- Хотя бы в ближневосточном регионе?

Андрей Чупрыгин:

- Но в регионе влияние друзов преуменьшить никак не получится. Мы уже упомянули Израиль. В Израиле друзы занимают серьезные посты в правительстве и действительно влияют в той или иной степени на политику Израиля, особенно в отношении приграничных сирийских регионов и во взаимоотношениях с «Хизбаллой». Ливан опять же. Сейчас в Израиле раздаются очень серьезные голоса, требующие от правительства Нетаньяху совершить практические шаги по созданию друзского государства в рамках израильских Голанских высот. Мне представляется, что сегодня, пока еще ливанские друзы не включились полностью в этот конфликт, да и сирийские друзы пытались остаться в стороне. Дело в том, что если действительно будет создано некое квазигосударственное формирование, а это вполне возможно, потому что сейчас только ленивый не создает свои государственные образования в этом регионе, друзам сам бог велел…

Аббас Джума:

- Куй железо, пока горячо.

Андрей Чупрыгин:

- Конечно, расстановка сил может сильно измениться. Во-первых, Израиль получит серьезную буферную зону лояльных к нему друзов. И расстановка сил внутри сирийского гражданского конфликта тоже будет совсем другой. Потому что пока еще друзы активно в это дело не вмешивались. Они старались оставаться в стороне. Последние события, у меня есть такое ощущение, что они подтолкнут друзов к более активному участию, особенно если Израиль совершит некие шаги. Тут не обязательно создавать государство. Тут достаточно создать некое квазигосударственное образование, автономию.

Аббас Джума:

- Типа как Иракский Курдистан.

Андрей Чупрыгин:

- Да. Финансово поддержать, оружием поддержать. Это вполне возможно на самом деле. И ситуация резко изменится. Плюс к этому еще здесь есть ливанские друзы. И несмотря на то, что у ливанских друзов, сирийских друзов, израильских друзов абсолютно разный подход к целому ряду геополитических вопросов в регионе, но надо реально понимать, это соплеменники. И если в одном месте состоится нечто, что покажется эффективным инструментом для друзов в другом месте, то они будут… а это уже совсем другая сила. Это полтора миллиона, из которых как минимум полмиллиона экономически очень успешны.

Аббас Джума:

- Мне это напоминает ситуацию с курдами. Турецкие, иракские, сирийские – они разные, при этом, если создается Курдистан, то они в принципе все лояльны и поддерживают друг друга. Если создается это квазигосударство, за спиной такая мощь как Израиль, Моссад, условно говоря, я не верю, что он не наводнит эту территорию своей агентурой. Что будет? В какую сторону переломится ситуация? Чем это грозит для региона?

Андрей Чупрыгин:

- Начнем с того, что Моссаду не нужно очередное государство для того, чтобы наводнить территорию своими агентами.

Аббас Джума:

- Я образно.

Андрей Чупрыгин:

- Они там и так присутствуют. Я не склонен расценивать подобное развитие событий, это гипотетическое развитие событий, пока у нас еще нет, кроме требований в израильском Кнессете, у нас нет никаких предпосылок к этому. Хотя есть такое подозрение у меня, что дорога в этом направлении будет пройдена в каком-то этапе. Я не могу сказать, это будет положительно или отрицательно. Это не будет ни положительно, ни отрицательно. Это будет просто так.

Аббас Джума:

- С точки зрения наших интересов?

Андрей Чупрыгин:

- С точки зрения наших геополитических интересов это не очень хорошо на самом деле. Но так же, как и не очень хорошо создание курдского анклава или любого другого анклава. Дело в том, что еще со времен Советского Союза мы очень плохо и мало работали с этноконфессиональными группами. Мы по понятным причинам, будучи многонациональной страной, мы старались не поощрять этноконфессиональную самостоятельность, в том числе и за рубежом, чтобы не показывать пример. Причина понятна. Но результат этот причины закончился тем, что мы оказались сегодня практически без контактов на земле. Потому что весь регион разделился на этноконфессиональные группы, группировки, фракции, образования, с которыми у нас нет никаких серьезных контактов. У нас были серьезные контакты с прогрессивной Социалистической партией Ливана – это друзская партия в 70-80-е годы. С Камалем Джумблатом. Но с тех пор мы эти контакты растеряли. Потому что Валид, сын его, который сейчас лидер друзов и партии, он как бы постоянно мечется, выполняя свои тактические задачи, у них нет внешних покровителей, они должны лавировать. Он то с Сирией, то против Сирии. То с Россией, то против России. То с Соединенными Штатами, то против них. У нас, к сожалению, единственный был контакт с друзами, мы его потеряли. И сейчас нет. И поэтому любое образование, которое сейчас будет создано, нам придется, если мы хотим играть и дальше на Ближнем Востоке, нам придется очень серьезно работать для установления и восстановления контактов с этими людьми. Сейчас у нас их просто нет.

Аббас Джума:

- В этом плане поучиться бы нам у французов.

Андрей Чупрыгин:

- Или у американцев.

Аббас Джума:

- Французы сделали конкретно алавитскую и друзскую автономию, чтобы иметь там свои контакты.

Андрей Чупрыгин:

- Французы это сделали, но и потеряли.

Аббас Джума:

- Ошиблись. Я надеюсь, что в ближайшее время Россия наладит контакт с теми же друзами. Это жизненно необходимо в контексте того, что происходит сегодня на Ближнем Востоке.

Андрей Чупрыгин:

- Хотелось бы.

Аббас Джума:

- Спасибо вам огромное, Андрей Владимирович.

Подпишитесь на новости:

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ